15. Хайдеггер: забегание вперёд и «бытие-для-смерти». Коллапс экзистенциализма

Основные понятия концепции Хайдеггера 2. Страх и забота в бытие-к-смерти 3. Вначале несколько слов об авторе. Мартин Хайдеггер — , немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию 20 в. Хайдеггер родился 26 сентября в Мескирхе ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия. Окончил иезуитское училище, гимназию , поступил в университет во Фрайбурге-им-Брайсгау, где защитил докторскую диссертацию В получил звание профессора Марбургского университета, а через пять лет Гуссерль назвал его своим преемником на кафедре философии во Фрайбурге.

Хайдеггер, Мартин

Хайдеггер В творчестве Мартина Хайдеггера, одного из самых значительных философов столетия, центральное место занимает вопрос о смысле бытия, а феномен смерти играет важнейшую роль в прояснении этого смысла. На этот вопрос невозможно дать логически корректный ответ;"быть" — значит"быть","существовать"" тавтология оказывается неизбежной.

Как отмечает сам Хайдеггер, еще Блез Паскаль , обратил внимание на то, что всякое определение понятия"бытие" связано с употреблением слова"есть" бытие есть это или то , и выходит, что слово, подлежащее определению, неминуемо будет содержаться в его определении. Значит, понятие бытия неопределимо. И все же предпринятый Хайдеггером анализ понятия бытия позволяет прояснить его смысл.

Утверждать о существовании чего-либо какой-то вещи, к примеру можно лишь тогда, когда кто-то"видел" и засвидетельствовал, что"это" есть.

Гурвич видит в философии Хайдеггера завершение основной, по его мнению, философской .. Надо иметь мужество признания в страхе смерти.

Фото с сайта : Взгляды Хайдеггера претерпели на протяжении его жизни существенную эволюцию, однако круг его идей в целом остался прежним. Предмет размышлений Хайдеггера — человек как неопределимое и открытое всему существо, способное вместить в себя целое. Хайдеггер формулирует основную идею экзистенциализма: Забота создала человека из праха земного и попросила Юпитера вдунуть в него душу. Кому же из них — Земле или Юпитеру — должен принадлежать человек?

Призванный рассудить их Сатурн решил:

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития.

(Хайдеггер М.) М. Хайдеггер Чего еще ждет наш беспомощный страх, когда потрясающее уже стряслось .. У него нет смерти ни впереди, ни позади него. Смерть как ковчег Ничто хранит в себе существенность бытия (32).

А говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать. Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь.

Как говорит Ирвин Ялом, американский психотерапевт,"физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его". В своей книге"Экзистенциальная психотерапия" Ирвин Ялом пишет: Хайдеггер считал, что имеются два фундаментальных модуса существования в мире: Забвение бытия означает жизнь в мире вещей, в рутине. Осознавая бытие, человек сосредоточен не на свойствах вещей, а на том, что они есть, что они обладают бытием.

Жить во втором модусе - значит постоянно осознавать свое бытие, сознавать ответственность за него. Обычно люди пребывают в первом модусе, в забвении бытия. Хайдеггер называет его"неаутентичным": Какое отношение ко всему этому имеет смерть? Нужны какие-то неотвратимые и непоправимые обстоятельства, определенный"экстремальный" опыт, который"вытряхивает","вырывает" человека из повседневного модуса существования в состояние сознавания бытия.

Многоликий Хайдеггер

Понятия страха в экзистенциализме: Страх, согласно Хайдеггеру, может быть рассмотрен в трех взаимопринадлежащих аспектах: Это"страшное в его страшности" как раз указывает на предметность страха [там же]. В страхе мы всегда страшимся за себя, за свое бытие. Ежели мы говорим, что страшимся"за другого", то это не означает, что мы принимаем на себя его страх и страшимся угрожаемого ему, это значит, что мы страшимся за свое со-бытие с ним, то есть в конечном счете опять-таки за себя.

Мартин Хайдеггер. Бытие и время Страх как модус расположения* § Бытие к смерти и повседневность присутствия* §

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

В крайней степени — отчаянии — происходит преодоление этического религиозным. Впервые страх открылся великому датскому мыслителю Кьеркегору в г. О своем прозрении он написал небольшую книжку, которую так и назвал"О понятии страха". Автор писал о том, что именно свобода выбора, а отнюдь не покоящийся на атеизме мир вызывает страх и тревогу.

Часть , Смерть.

Большинство представителей экзистенциализма не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы и полагают, что человек и не должен убегать от осознания своей смертности. Анализируя страх смерти, Хайдеггер выделяет два вида страха, которые испытывает человек. Житейский страх, то есть боязнь потерять жизнь или некоторые жизненные блага и страх онтологический, то есть страх —бессмысленного существования. Рано или поздно, так или иначе, человек сталкивается с ничто, встает перед ничто и ничто влечет его как пучина.

Отношение Хайдеггера к смерти неотделимо от его философии. На мой взгляд, этот страх скорее правильно назвать тревогой, т.к.

Чтобы продолжить, подтвердите, что вы не робот. Мы заметили странную активность с вашего компьютера. Возможно, мы ошиблись, и эта активность идёт не от вас. В таком случае, подтвердите , что вы не робот и продолжайте пользоваться нашим сайтом.

Хайдеггер и Ясперс о подлинном и неподлинном бытии

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Анализ концепций смерти в философии С. Хайдеггера правда,"обращено" к духовности 1, , но не более того.

философии страх – это одна из тех «страстей души», которая выбивает В проекции das man сознание человека не в состоянии отнести смерть как.

Ялом различает три типа тревоги смерти: Первым, кто разграничил страх и тревогу ужас , был Серен Кьеркегор; он противопоставил предметному страху, страху чего-либо, страх ничто: Страх, который нельзя ни понять, ни локализовать, становится еще страшнее; такому страху нельзя противостоять. Бороться с таким страхом, утверждает Ялом, возможно только смещая его от ничто к нечто. Именно это Кьеркегор имел в виду, когда писал, что"ничто, являюшееся объектом ужаса, так или иначе, становится все более чем-то".

То же самое говорил Ролло Мэй:

Избавиться от страха смерти